8 3952 550-464
тел. 8 3952 792-551, 792-556
в Москве: 8 495 518-4800, 518-4939
факс 8 3952 792-546
e-mail: booking@baikalvisa.ru
Гостиницы Байкальского региона
Расположение
Категория
Гостиница
Дата заезда
Дата выезда
Путеводитель

Иркутский областной художественный музей - богатейшая сокровищница изобразительного искусства в ССибирский Эрмитажибири. Ядро коллекции составила картинная галерея городского головы Иркутска Владимира Платоновича Сукачева, собранная им в конце XIX века. Сегодня фонды музея насчитывают свыше 20 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства разных стран и народов.

 

 

 Первая общедоступная галерея

 

Иркутск - один из самых старых сибирских городов. Через поселение, расположенное на Ангаре, в Прибайкалье, исстари проходили торговые и дипломатические пути, связывающие Россию со странами Азии.

В XVII-XVIII веках Иркутск становится крупнейшим культурным центром Сибири: здесь возводятся соборы, заказываются и приобретаются произведения искусства. В 50-х годах XIX века возникает один из первых в Сибири музеев, открытый при Главном управлении Восточной Сибири, который впоследствии стал музеем при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Особый его раздел составили произведения искусства из Китая, Японии, привезенные научными экспедициями русских ученых этнографов и историков - Г.Н. Потанина, Н.м. Пржевальского, П.К. Козлова.

Первые же собиратели произведений искусства появились в Иркутске еще в XVIII веке. Городской голова, «именитый гражданин», купец-золотопромышленник М.В. Сибиряков приобрел для своего дома картины и гравюры с видами сибирских городов.

Именно ему в 1801 году выдающийся русский поэт и государственный деятель Г.Р. Державин подарил свой портрет кисти итальянского художника Сальватора Тончи.

Но самая значительная коллекция картин принадлежала Владимиру Платоновичу Сукачеву (1849-1920), местному городскому голове. Это собрание и послужило основой для создания художественного музея. Мечтая об общедоступной галерее, он еще в 1870-х годах приобрел в Петербурге несколько полотен русских художников, главным образом демократического направления. К концу века галерея Сукачева насчитывала более восьмидесяти превосходных картин русских и западноевропейских мастеров, несколько скульптур.Сибирский Эрмитаж

Сукачевский дом, где размещалась единственная на всю Сибирь картинная галерея, был открыт для жителей и гостей города. Сохранилось воспоминание профессора Бордосского университета Жюля Легара, побывавшего в Сибири в 1897 году. В книге «По Сибири», вышедшей в Париже в 1899 году, он писал: «Я познакомился с местным городским головой господином Сукачевым. Он элегантный сибиряк, с которым знакомы многие наши парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири... Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я очень ценю».

Дальнейшему формированию собрания помогали ленинградское и московское отделения Государственного музейного фонда и различные учреждения Иркутска.

В 1936 году галерея выделилась из состава краеведческого музея в самостоятельный художественный музей.

Неоценимую поддержку в пополнении фондов оказали музею в последние годы коллекционеры. Так, из коллекции Ф.Е. Вишневского поступили картины таких выдающихся живописцев, как Герард Сегерс и Микеле Мариески. Огромное собрание - около двух тысяч икон, произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства, графики, живописи - передал в дар музею Н.К Величко.

Волна новых поступлений связана с 1948-1949 годами. За два года иркутское собрание получило через комитеты искусств при Совете Министров РСФСР и СССР больше, нежели музеи всей страны. В этом прежде всего заслуга директора Алексея Дементьевича Фатьянова. В области собирательства он прошел свои «университеты».

В эти годы в отдел русского искусства влились полотна Н.Е. Маковского, Ф.А. Малявина, И.Н. Крамского, А.М. Васнецова, А.К Саврасова, Л.И. Соломаткина, В.И. Сурикова, В.А. Тропинина. Высоким уровнем и разнообразием отличались поступления в раздел графики. Наметились контуры будущей коллекции скульптуры. Начало ей положили произведения М.М. Антокольского, М.А. Врубеля, А.С. Голубкиной, С.Т. Коненкова.

В 1989 году музею было присвоено имя его основоположника - Владимира Платоновича Сукачева.

Совершим небольшую экскурсию по залам музея, который можно назвать, учитывая уникальное культурное значение, сибирским Эрмитажем.

 

Первобытное искусство

 Сибирский Эрмитаж

В музее хранится редкое собрание памятников древнейших культур Прибайкалья. Среди них получившие мировую известность женские статуэтки и фигурки птиц эпохи палеолита, скульптуры из бивня мамонта, керамическая посуда, наскальные изображения животных. Из экспедиции А.П. Окладникова в коллекцию влились редкие образцы антропоморфных изображений из бивня мамонта, найденные при раскопках могильника Усть-Уда. В собрании музея хранятся образцы курыканской культуры: писаные камни с изображениями скачущих лошадей, орнаментированные пластины и костяные накладки колчана.

Эти памятники - ценнейший исторический и этнографический материал, свидетельствующий о высоком уровне первобытной художественной культуры.

 

Иконы, деревянная скульптура

 

Коллекция икон и деревянной скульптуры Иркутского художественного музея - одна из самых значительных среди музейных собраний Сибири и Дальнего Востока. Ценнейшую часть коллекции составляют работы мастеров сибирской школы.

В иконах сибирского письма можно выделить три стилистические группы. В первую входят иконы XVII века.

Они достаточно архаичны и в них прослеживаются черты северного письма (иконописцев-переселенцев из северной России), а также влияние Монголии и Китая. Так, в иконе «Иоанн Предтеча» завиток облачка напоминает китайский символ «инь-янь», обозначающий двуединство мира. А шапочки пастухов в иконе «Чудо о Флоре и Лавре» очень похожи на головные уборы маньчжуров. Своеобразие местного письма проявляется и в стремлении к монументализму: большие доски, крупные фигуры. Можно полагать, что в этом отразилось мироощущение первооткрывателей огромных сибирских пространств.

Среди больших рек, бескрайнего Байкала, высоких гор Бог представлялся особенно величественным. В иконах отражен и этнический тип живущих в Сибири народов - лики Иисуса Христа, Богоматери имеют очевидный восточный оттенок.

Благодатную почву в Сибири нашло искусство барокко. В XVIII веке оно проникло в иконопись, архитектуру, деревянную скульптуру. Сотни икон, несущих отпечаток этого стиля, украшали и украшают иркутские храмы.

В Иркутске с середины XVIII века существовал цех резного дела. Мастера, входившие в него, украшали резьбой дома, изготавливали иконостасы, скульптуру для церквей. В скульптуре, как и в иконописи, наблюдается смешение стилей, при внесенных переселенцами из разных областей России, с местными традициями.

 

Заподноевропейская живопись

 Сибирский Эрмитаж3

Западноевропейское искусство в собрании музея насчитывает около трех тысяч произведений живописи, графики , скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Сравнительно невелика картинная галерея, но именно она определяет облик коллекции. Полотна мастеров Италии, Голландии, Франции, Германии позволяют судить о многообразии направлений в европейских художественных школах.

Лучшими работами по праву считаются произведения художников ХУП столетия. Особого упоминания достойно полотно Хендрика Тербрюггена «Увенчание Христа терниями». Связанная с темой Страсти Господни, картина написана удивительно эмоционально. В России только Эрмитаж обладает работой этого голландского мастера.

«Сивилла» - полотно известного итальянского художника Доменикино - работа зрелого мастера, одна из лучших его картин. Это гордость музейной коллекции. В экспозиции представлены прекрасные образцы зарубежной живописи XVIII века: «Большой канал в Венеции» Микеле Мариески и «Портрет неизвестной в красной шали» австрийского живописца Грасси.

 

Русская живопись и графика

 Сибирский Эрмитаж

Собрание произведений российских живописцев, графиков, скульптов включает и имена знаменитостей, и незаслуженно забытых художников национальной школы.

Ровесница музея - коллекция второй половины XIX, начала ХХ веков. Ее основой стала галерея В. Сукачева, начавшего покупать картины русской школы на академических выставках и аукционах Петербурга. Так, в Иркутске оказалась лучшая работа раннего И. Репина, пейзажи И. Айвазовского, лучшие жанровые картины Л. Соломаткина, В. Максимова, Ф. Бронникова, пейзажи М. Клодта, Ю. Клевера, Л. Лагорио, рабты уже тогда популярного К. Маяковского.

Уже в 1928 году в далекой Сибири оказались картины замечательных мастеров Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Брюллова и других.

Благодаря коллекционерам-дарителям Ф. Вишневскому, Н. Величко, Ю. Невзорову значительно обогатились фонды русской живописи. Среди них картины В. Сурикова, И. Левитана, В. Верещагина, И. Шишкина, Ф. Малявина.

Важным и близким источником поступления в собрание отечественного искусства стали коллекции иркутских купцов, в домах которых находились портреты известных чиновников и меценатов, выполненные местными и столичными художниками.

Огромную роль в формировании русской коллекции сыграл директор музея (1948-1978 п.) А.Д. Фатьянов. Талантливый собиратель опередил все музеи Советского Союза, завоевав непререкаемый авторитет в Государственном фонде, столичных музеях и частных коллекционеров. Так, в музее появились превосходная акварель Ф. Матвеева «Итальянский пейзаж», «Портрет неизвестного» В. Тропинина, «Портрет Павла 1» кисти В. Щукина.

Ценность коллекции графики Иркутского музея очевидна. Одно лишь перечисление имен художников, чьи произведения хранятся в экспозиции и фондах музея, говорит само за себя. Это и замечательные мастера рисунка, и известные акварелисты, работавшие в самых различных жанрах. Пейзажи Италии, выполненные Матвеевым, портреты современников, созданные «быстрым карандашом» Орловского, работы Соколова столь популярны, что редкая дворянская семья без них обходилась.

Фотографий тогда не существовало, а небольшие по размерам изображения хорошо размещались в рамках на стенах, ставились на письменных столах. Художник-декабрист Бестужев написал серию портретов своих товарищей, участников восстания на Сенатской площади, сохранив для потомков их облик. Историческое значение декабристской серии Бестужева трудно переоценить - а она насчитывает около восьмидесяти работ.

В музее хранятся эскизные работы и почеркушки: наброски иллюстраций к рассказу Толстого «Холстомер», выполненные Серовым, эскиз композиции Врубеля, графический набросок знаменитого Версальского парка работы Бенуа, рисунок театрального костюма к спектаклю Мольера «Мещанин во дворянстве» Сапунова.

 

Сибирское искусство

 Сибирский Эрмитаж

Особую ценность для музея представляют работы художников-иркутян: А. Костовского, Б. Десяткина, В. Кузьмина. В Иркутском художественном музее зрителям доступна наиболее полная коллекция работ Сергея Элояна - живопись и графика.

Яркая звезда современного искусства скульптор Даши Намдаков представлен в музее работой «Степная Нефертити» изящной, яркой, экспрессивной восточной красавицей. Здесь же скульптуры других бурятских мастеров Д. Будажабэ и Г. Зодбоева.

 

 

Музей сегодня и завтра

 

В последние годы коллекция музея активно пополняется произведениями современных сибирских, особенно иркутских мастеров. С помощью выставки «Фаберже утраченный и обретенный», прошедшей весной 2006 года, музей смог заработать около 4 миллионов рублей, что позволило значительно пополнить фонды музея новыми экспонатами.

Крупнейшее поступление - более 4 тысяч экспонатов! - произошло при передаче коллекции музея Хайтинского фарфорового завода.

В отдельном зале выставлены поступления XXI века, времени, когда страна оправилась от культурного морока 90-х, стали возрождаться традиции меценатства.

Елена Станиславовна Зубрий, директор музея, будущее музея видит в трех проектах. Первый касается главного здания музея на улице Ленина, которому в 2007 году исполняется 100 лет. Ему требуется серьезная реконструкция. Второе - это реставрация усадьбы Сукачева, важной составляющей части Художественного музея.

И третье - будущее музея зависит от хода реставрации зданий музея на улице Карла Маркса. После ее завершения будут доступны новые площади, что даст возможность полнее делиться с горожанами культурными запасами, накопленными музеем.

И напоследок - пожелание Елены Станиславовны:«Большего общения с искусством, ведь именно это дает заряд энергии, желание жить. Двери Художественного музея всегда открыты для любителей прекрасного».

 

Иван Еленко, фото Алексея БЫКОВА

Журнал «Время странствий», №№7-8 (36-37)/2006